Из  цикла  "Судьба  России"

И час пробьет...

И час пробьет... 1993. Орг., м. 90х110

И час пробьет...

Когда я написал картину «И час пробьет...», я сам поразился той таинственной энергии, что исходит от неё. Тот образ, что я увидел и воплотил в картине, скрывает какой-то потаенный, древний и неведомый мне, самому автору, смысл! После написания первой картины ("И час пробьет...". Первый вариант), я написал другой вариант, больший размером, который всегда присутствует на моих выставках!

На выставке в Московском Манеже одна девушка каждый день приходила и часами смотрела на эту картину. В последний день, когда уже выставка была закрыта и ушли последние посетители, она и вовсе не отходила от неё. Как встала, так и оставалась стоять, как ни уговаривали сотрудники и охрана выставочного зала уйти с закончившейся выставки. Я подарил ей свой альбом, на обложке которого - изображение картины «И час пробьет...».

Картина очень лаконична. Казалось бы, все просто: изображение женской головы, птица, нереальная золотистая дымка странных небес, купола или шлемы. И все. И ничего больше. А какое мистическое воздействие она оказывает на меня самого! Я, знающий, что творится в стране и какая судьба ей уготована Западом, глядя на эту картину, начинаю верить, что еще не все потеряно, есть еще за нами неземная древняя сила, что наш час еще пробьет!

Может быть, за этот потаенный, непознаваемый разумом, мистический смысл миссии России нас и ненавидит Запад.

Эта картина защищает мою мастерскую.

И свили гнездо...

И свили гнездо... 1986. Орг., м.

Рождение России

Рождение России. 1982-1992. Х., м. 110х190

Рождение России

Первый вариант картины написан в 19 лет во время болезни, в Выборгской железнодорожной больнице, ночью в ординаторской, где мне было позволено работать. (Рождение России. Первый вариант) Написана и отложена на долгие годы. Впервые публично экспонировалась на выставке в Юрмале в 1989 году. Я к ней привык, как к чему-то само собой разумеющемуся, и не ожидал, что она вызовет такой огромный интерес. Разговоры, мнения. Несмотря на то, что картина маленькая, у неё всегда толпилась группа оживленных зрителей. Люди, глядя на картину, перебирали свои знания о истории и анализировали их. Они углублялись в историю России. Наклонялись, вглядывались в мелкое изображение.

Я понял, что тему надо разработать более тщательно, глубоко и продуманно, да и размер картины должен быть больше. Большая картина написана в 1989-1992 годах.

Перед картиной «Рождение России» всегда много людей.

О чем только не говорят у картины зрители. У России свое предназначение. Россия рождается в великих битвах - на стыке двух миров: запада и востока. Ей уготована великая судьба и тяжкий крест. Россия предстает во Вселенной в виде прекрасной Девы, которой, едва успевшей появится на свет, ангелы уже подносят терновый венец. Но что бы ни говорилось, слова не могут изъяснить того чувства, что появляется при взгляде на неё.

Печать дьявола

Печать дьявола. 1994. Орг., м.

Бездна

Для художника простая прогулка днем или ночью - это тоже творческая работа. Именно во время прогулок родились сюжеты многих картин.

Я отчетливо помню, как в моей голове возникла картина «Бездна». Я шел ночью по изрытой ремонтными работами улице домой и в свете питерских фонарей вдруг увидел груды наваленных старинных булыжников, вывороченных из земли и тускло блестевших, с «глазными» впадинами и провалами «носов»... Как во мраке истории над разрушенной питерской мостовой возвышались темные кучи - образы прежних властителей дум. А на одном из ближних булыжников проявилось родимое пятно генерального секретаря КПСС Горбачева.

Картина «Бездна» - оказалась пророческим полотном. К нашему времени уже скрылась под миллионами черепов голова последнего генсека-президента, а когда писалась картина, он был в зените всенародной любви. «Перестройка!»

Первое название – «Крапленый президент» - по цензурным соображениям не фигурировавшее на выставках, тоже оказалось пророческим. Спустя годы Горбачева стали открыто называть предателем, разрушавшим собственную страну. А тогда о черной роли болтливого дурака мало кто догадывался.

Первый вариант написан в новогоднюю ночь на первое января 1987 года, а большая картина написана в 1988 году. Ещё впереди были Карабах и Осетия, Приднестровье и Чечня.

У этой картины тяжелая «биография»: её грозились порубить топором на выставке в Юрмале*, её арестовывали бдительные «спецсотрудники» в Минске в 1989 году (тогда потребовалось вмешательство журнала «Огонёк»). Все эпизоды её биографии объяснимы временем и накалом политических страстей.

А вот это уже мистика. Изображение головы Ленина, основателя Советской власти, было прострелено в момент окончательного крушения этой самой власти кровавым днем 4 октября 1993 года во время расстрела и штурма путчистами Дома Советов.

Картина и история слились воедино.

...

В страшном 1993 году нас все-таки было сравнительно много. А в 91 году было не так.

19 августа утром я приехал с охоты в Галиче. Узнал от растерянных знакомых о ГКЧП.

Лариса Александровна Красногорская* металась в отчаянии:

- Несколько дней назад в Москву назначили нового американского посла. За ним числится несколько удачных проамериканских переворотов в странах латинской Америки! Что-то не то происходит!

Прибежал Денис*, веселился, пересказывая слухи из Москвы:

- Ельцин выступает на танке! Ха-ха-ха! Как Ленин на броневике! Только спьяну свалился и описался. Ха-ха-ха! А у Горбачева на Фаросе понос от страха! Выйти из туалета не может! Ха-ха-ха!

Из Москвы позвонили от Александра Невзорова, который уже был там и, сказав, что не могут дозвониться из Москвы в свою студию, просили передать туда одну информацию. Я передал.

Бездна

Бездна. 1988. Орг., м.

Когда ельцинские путчисты одолели аморфный ГКЧП и провозгласили победу демократии, объявив о запрете КПСС, я и Денис бросились к Смольному. Мы надеялись, что коммунисты будут сражаться, надо им помочь. Я уж никак не был коммунистом, но понимал, что партия – хребет власти в стране. С ней рухнет страна.

Мы думали, что у Смольного будет сопротивление ельцинистам. Но там было пустынно: изредка проскользнут одиночные испуганные прохожие, то ли сотрудники обкома, то ли случайные люди.

Полная прострация. Партия сдалась без единого выстрела. Её руководство бежало, а рядовые члены ничего не предпринимали. Централизм партии её и погубил. Но по большому счету, погубила нерешительность, партия так и не решилась опереться на патриотов, а предпочитала играть в демократию. Так в своё время белые – от Колчака до Деникина – не решились опереться создавая свои правительства на патриотов, а играли с различными демократическими партийками. История повторилась.

Странные дни конца августа 91-го года. Поток дезинформации по телевизору. Пьяный бред новостей: «путчист» Пуго застрелился (несколько раз выпалил в свое сердце из пистолета и ни разу не промазал), «путчист» министр обороны СССР повесился! А почему не застрелился, как делают офицеры? «Путчист» управделами ЦК выбросился из окна. (Ну-ну! Хотел уйти огородами? С пятого этажа? Бурбульный бред.) Все уцелевшие «путчисты» арестованы. Арестовано оказалось почти все законное правительство СССР*! Какие из них путчисты? Настоящий путч произошел с низвержением правительства СССР.

Во главе страны после августа 91-го встала свора уродов! Невыразимое чмо Гайдара, торжествующая харя Ельцина, кащеева физия Бурбулиса… Началось расчленение и разграбление великой державы. До нас доходили ошарашивающие слухи о самодовольной гордости президента США Клинтона, о его пафосном докладе конгрессу США, в котором говорилось о победе над СССР. А необъявленная война после разгрома СССР вступала в последнюю фазу – физического уничтожения нашего народа.

В начале Великой Отечественной Илья Эренбург написал статью «Убей немца!». И мне кажется, что недалеко то время когда станет всероссийским и всепланетным лозунг «Убей американца!»

Мало кто понял смысл и значение происшедшего. Населению казалось: «Какая разница: был СССР – стал СНГ».

«…Возьму топор, отправлюсь в лес,

Я вам не «Б», я вам не «Г»,

Я гражданин СНГ.»*

Палитра мира

Палитра мира. 1983. Х., м.

Черное колесо

Этой картине приходится давать пояснения исходя из уровня образовательной подготовки зрителя. Она насыщена символикой. Но, делая картину, я не рассчитываю на то, что она должна сопровождаться лекцией. Я рассчитываю на понимающего зрителя. Грамотного.

Мистический сатанинский образ древнего змея, орудиями и первыми жертвами которого являются известные исторические персонажи, скрутил и несет прекрасную девушку. Страшный смерч несется над обезлюдевшим городом, в котором узнается каждое здание, каждый храм, стоящий или стоявший на нашей земле. Внизу, в пустынном граде бродят неведомые черные птицы как образы несчастий и разрушений. Слеза из глаза Ленина.

Но справа видна уже светлая небесная рать, идущая во спасение, во избавление света от тьмы.

Черное колесо

Черное колесо. 1984-1991. Орг., м.

Смутное время

Смутное время. 2004. Х., м.

Смутное время

Ощущение безысходности. Образ нашего времени. Стремительный бег крыс сквозь лес горящих свечей. Многие свечи повалены упругими хвостами и догорают на земле, многие погасли. Но еще горят свечи наших жизней, еще тянутся к небесам язычки упрямого пламени. Хотя и оно, само небо, уже закрыто тучею летящих монстров. Но тут и там видны угасшие жизни-свечи. Так «сгорел» в огне Смуты мой друг поэт Станислав Золотцев.

Страшный, нереальный, но в то же время очень близкий для каждого из нас образ. Эта стая несется над нашими душами каждый день.

Без названия

Без названия. 2006-2009. Х., м. 150х100

Без названия. Фрагмент

Фрагмент 1

Без названия. Фрагмент

Фрагмент 2

Фрагмент 3

Без названия. Фрагмент

Фрагмент 4

Без названия. Фрагмент

Фрагмент 5

Без названия. Фрагмент

Фрагмент 6

Без названия. Фрагмент

Фрагмент 7

Без названия. Первый вариант

Без названия. Первый вариант

У Кремля

У Кремля. 2005. Х., м.

Пора, сыне

1987 год. До катастрофы державы еще оставалось несколько лет. Немногие видели разверзающуюся перед страной и народом пропасть. И я был в их числе. У меня сам собой, как крик души возник мысленный образ картины «Пора, сыне!» Первый вариант картины написан в 1987 году (опубликован в журнале «Молодая гвардия» в № 1 за 1991 год). (Пора, сыне. Первый вариант) В этой работе я довел экспрессию живописи до плакатного лаконизма. Я её написал так, как увидел внутренним взором. В 1991 же году я написал большой вариант. В названии, которое родилось одновременно с написанием картины, я употребил старинный звательный падеж, упраздненный после революции, этим я подчеркивал древность образа.

Сколько раз в русской истории Родина обращалась к своим сыновьям «Защити!», и народ в едином порыве всегда поднимался на защиту. Столетиями наши предки защищали Россию, и могучая Россия защищала своих детей. Её мощь нашему поколению казалась уже незыблемой. Казалось, что так будет всегда. И когда грянул первый час «Ч», на защиту Родины не встал почти никто! Народ, включая армию, в 1991 году равнодушно проглядел разгром и расчленение собственной страны.

Когда в 1993 году грянул второй час «Ч», на защиту уже истерзанной, но еще сохранившей экономические и культурные стержни страны поднялась только горстка героев, а население опять равнодушно взирало на кровавое побоище в Москве. А ведь в октябре 93-его мы слышали последнюю мольбу гибнущей Родины!

Даст ли история третий шанс?

Пора, сыне

Пора, сыне. 1991. Х., м.

Тех, кто в 1993 году расслышал отчаянный зов Родины и понял, что наступил судьбоносный решающий час, второй шанс, подаренный судьбой, была только горстка от многомиллионного народа - всего несколько десятков тысяч человек! Запад с невиданной показной жестокостью растоптал наше сопротивление.

Весь мир наблюдал за расстрелом Парламента России в сердце страны - Москве. Примерно десять тысяч сыновей и дочерей России (а может быть и больше, считать было некому) отдали за неё свои жизни 4 октября. Эти безоружные герои погибли у стен и в стенах горящего Дома Советов, в Останкино, в переулках Москвы, при равнодушии остальных жителей и армии, которая опять изменила своей присяге! Эти, в большинстве своем оставшиеся неизвестными герои, защищали не Парламент, в среде которого было немало чуждых России людей, они погибли, защищая державу.

Теперь, когда мы потеряли свою страну, оказалось, что не только она нуждалась в нашей защите, но и мы в её! Оказалось, что все наши дотоле мирные и любезные соседи вовсе не такие доброжелательные альтруисты, как мы сами, а их алчность, наглость и жестокость усмиряла только мощь нашей державы.

Теперь нас убивают! И нет защиты от беспредела властей, выполняющих безумные по своей жестокости директивы Запада, от преступности, от нищеты, от беспросветности, от бесперспективности!

Тогда, когда картина была написана и выставлялась, её называли шовинистической, но кто сейчас скажет, что я был не прав? Теперь её изображение есть и у президента страны, но поздно, безумно поздно. Слишком мало сил, готовых к борьбе за Россию, и слишком крепки тиски вокруг России.

Защити Родину, и Родина защитит тебя! Казалось бы, так просто это понять.

Крик моей картины раздался в пустоту, слишком мало сердец услышало крик Родины, но я был там, где и должен быть автор картины «Пора, сыне!» - в огне сопротивляющегося Парламента. Вместе со своими картинами.

Портрет канцлера Российской империи князя А.М.Горчакова

Портрет канцлера Российской империи князя А.М.Горчакова.
2003. Х., м. 80х100

Александр Михайлович Горчаков

Князь Александр Михайлович Горчаков, однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею, - один из крупнейших дипломатов в истории России. Он пришел к руководству внешней политикой нашей страны в тяжелое время после поражения России в Крымской войне. Позорные статьи Парижского трактата, заключенного после войны, связывали руки России. Проведя огромную дипломатическую работу, легендарный канцлер Российской империи в 1870 году направил циркулярную депешу в дипломатические представительства России. Обычная циркулярная депеша извещала правительства стран-участниц заключения Парижского трактата об упразднении всех статей, роняющих престиж России и наносящих ей ущерб. Уничтожение позорного для России договора произошло без единого выстрела. В Европе не грянула ни одна пушка. Россия вновь стала одной из великих держав мира.

Ну, разве не герой, а даже в МИДе России его портрета нет.

У Дмитрия Рогозина, когда он был депутатом и главой фракции «Родина» в ГосДуме, в кабинете на шкафу я увидел небольшую, написанную маслом аляповатую картину, изображающую какого-то седого старичка, отдалённо смахивающего на Суворова. В непонятном старинном мундире, на котором угадывалась голубая лента Андреевского ордена.

– Кто это? – спросил я.

– Горчаков. Купил на Арбате у какого-то уличного художника, – ответил Дмитрий Олегович.

Ну, совсем уж.

И я написал портрет Александра Михайловича Горчакова.

При написании портрета я использовал сохранившиеся изображения князя Горчакова, в том числе хранящиеся в Государственном историческом музее портрет князя кисти И. П. Кёллера, портрет князя кисти Н.Т. Богацкого, литографию К.Шульца по фотографии А.И.Деньера, а также нагрудный знак с портретами императоров Александра II и Александра III и др. государственные награды.

К сожалению, Кёллер, писавший Горчакова с натуры по заказу министерства иностранных дел, увидел только внешнюю оболочку далеко не молодого, обрюзгшего человека. Но с высоты нашего времени фигура легендарного канцлера Российской империи, друга Ф. Тютчева, смотрится по-другому. Я написал волевого, умного и ироничного государственного мужа великой империи.

Князь А.М. Горчаков изображен в звездный час своей деятельности на посту министра иностранных дел России.

Как бы глядя в лицо недругам России, он зачитывает свою знаменитую циркулярную депешу, уничтожающую Парижский трактат. Решительный взгляд сочетается со слегка ироничным выражением губ. Документально прописаны награды, в том числе драгоценный нагрудный знак с портретами двух императоров, усыпанный бриллиантами. В портрете сделано позволительное историческое допущение: в момент издания циркуляра князь Горчаков еще не был награжден нагрудным знаком с портретами двух императоров, но для нас, потомков, он предстает во всех своих главных регалиях.

Битва. Прорыв

Битва. Прорыв. 2006-2008. Х., м. 150х100

Град Китеж

Град Китеж. 1990. Орг., м.

Град Китеж

Всем известна эта древняя красивая легенда об ушедшем под воду граде Китеже. Образ символический. И на картине «Град Китеж» под водою мерцают купола древнего града, скрывшегося от бесчестия, захватчиков и разрухи. А на песчаном берегу идет время: копыта коней сменяются военными сапогами с ботфортами, затем немецкими сапогами, а потом американскими солдатскими ботинками…

У этой картины на выставке можно услышать много любопытного.

- Стоять, стоять как в сорок первом! - были слова генерала Лебедя, увидевшего «Град Китеж» в 1992 году во фронтовом Тирасполе.

Картина написана в 1990 году. А сейчас у меня такое ощущение, что на время, на краткий миг показались нам купола из воды, и снова канули в безвестность.

Триумф России. Вариант

Триумф России. Вариант. 2001. Х., м.

Последний Лель

Последний Лель. 1988. Х., м.

Последний Лель

Написанная в 1988 году, эта картина занимает особое место на моих выставках. Её не раз хотели купить, я не продал. А в 2000 году написал другой вариант картины, больший размером.

У поэта Клычкова есть стихотворение с таким названием «Последний Лель».

Судьба Клычкова - патриота России - трагична. Он был расстрелян в начале тридцатых годов.

Немногие знают сейчас, что ярлык «патриот России» - это смертный приговор в двадцатые-тридцатые годы. За пресловутую «старую гвардию» революционеров возьмутся лишь в 37-ом году, а с 17-ого по 37-ой год истребляли именно патриотов России. О патриотизме, как о необходимой доминанте жизни народа, власти СССР вспомнят лишь в канун Великой Отечественной войны. Вообще о нас – патриотах – вспоминают лишь тогда, когда практически все уже потеряно. И нас бросают на смерть как последний резерв без всякой поддержки.

«Последний Лель». Так беззащитен и одинок в погибшем лесу этот малыш, как и поэт Клычков в своих уже далеких тридцатых. Как и я в конце 80-х, когда ярлык «патриот» снова был грязным ругательством, синонимом «красно-коричневых», которых требовалось «уничтожить».

И в 1993 году с телевидения призывали «раздавить гадину». То есть патриотов.

Это сейчас многие мои картины принимают и понимают, а тогда их называли шовинистическими и националистическими. Разве только фашистскими не называли.

«Последний Лель» для меня знаковая картина.

В 2000 году я написал второй вариант этой картины. (Последний Лель. Второй вариант)

Триумф России. Вариант

Триумф России. Вариант. 2003. Х., м.

Москва Державная

Замышлялась картина «Москва Державная», как юбилейная, но… С чем пришли к юбилею в 1997 году?

Более 8-ми столетий Москва собирала русские земли, создавала державу и в течение считанных лет «профукала».

Конечно, дело не в самой Москве, а в тех, кто захватил власть в нашей стране. К 850-летнему юбилею столица России пришла с остатками былого величия, внешний блеск и великолепие праздничных мероприятий не мог скрыть зияющую пустоту вокруг одного из крупнейших мировых центров, без союзников, друзей. Из военно-морских городов-портов (на четырех морях стояли!), ставших городами-героями, уже не стало одного – Севастополя, города русской славы, как не стало уже многих других городов и земель, омытых русской кровью.

Какой может быть праздник в столице разгромленной и растерзанной страны?

Поэтому и на картине вместо живой фигуры воина, символизирующего город русской славы Севастополь, стоит скелет. Как память. Как память, которая помогает держаться. В рядах воинства то тут, то там тоже видны черепа в шлемах. Они тоже стоят в строю. «Нас мало убить, надо и повалить…» - говорил Виктор Астафьев.

Юбилейной картины не вышло. Как горестно сказала Людмила Ивановна Швецова, тогда заместитель мэра Москвы Лужкова:

– Набатов остался Набатовым!

Сейчас Россия вернула Севастополь и Крым, но главная битва за Севастополь впереди. В мрачных тучах, надвигающихся на Россию, уже проглядывает оскал злобного зверя.

Москва Державная

Москва Державная. 1996. Х., м.

Сон о Выборге

Тучи сгущаются и над Выборгом, городом, где я родился, и где прошло моё детство.

Сосед вооружается и наглеет, а кремлевский режим, обнажив границы страны, делает всё, чтобы жизнь в Выборге, как и в других пограничных городах России, стала невыносимой.

Картину «Сон о Выборге» я написал такой, какой она мне приснилась.

Сон о Выборге

Сон о Выборге. 2017. Х., м.

Небесная Москва. Панно

Небесная Москва. Панно. Орг., м.

Небесная Россия

Цикл «Небесная Россия». Целый ряд картин - от маленького полотна «Храмы-свечи», до вытянутых горизонтально и вертикально небольших панно. Появился цикл благодаря случайному частному заказу. Мне в начале 90-х один бизнесмен заказал ряд небольших панно для убранства интерьера. Тему и манеру исполнения он оставил мне на выбор. Как он умно поступил! Я сделал 12 небольших панно и передал заказчику. Но тут же понял, что расстался с чем-то очень необычным. И я сделал для себя еще ряд панно. На всех последующих выставках я всегда экспонировал хотя бы несколько из них.

Сочетание декоративности, реальной дымки и созвездий куполов. Обилие куполов. Про этот цикл картин легендарный старец, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн сказал мне:

– Многовато куполов у тебя будет.

Этот цикл – обобщенный образ того града, который вознесся в невидимом мире над Россией.

Развитие темы привело меня, в конце концов, сначала к картинам «Храмы-свечи», «Град Китеж» а потом и к картине «Смутное время».

Небесная Москва. Панно

Небесная Москва. Панно

Небесная Москва. Панно

Небесная Москва. Панно

Небесная Москва. Панно. Орг., м.

Богоматерь

Богоматерь. 1987. Орг., м. 70х120

Эта картина всегда открывала мои выставки.
Утрата красочного слоя, похожая на слезу, появилась
перед выставкой в Юрмале в 1989 году.

Триумф России

Закономерным кажется путь, приведший к созданию полотна «Триумф России» в 2001-2005 годах. Я с неожиданной радостью вдруг увидел в еще незаконченной картине, что удается соединить васнецовскую сказочность и коринскую мощь, декоративную праздничность и монументальное величие.

Это то, к чему стремился Васнецов, только он не смог преодолеть земное притяжение в живописи, бренную плоть. Небесные образы он облекал в слишком земную плоть. Но он видел то же, что и я. То же видел и Корин. У него уже «Дмитрий Донской» (роспись станции метро) уже близок к небесному воинству.

От первого варианта картины «Пора, сыне!», опубликованного в журнале «Молодая гвардия», до картины «Триумф России», вышедшей уже отдельным плакатом, прошло почти два десятилетия.

Её хочется рассматривать в деталях, и в то же время она наводит трепет на меня. Эта картина нарушает многие законы композиции, я обрезаю передние фигуры ратников, вывожу за раму ноги коней, почти симметрично располагаю массивы фигур. Картина почти разрезается пополам вертикальным расположением живописных узлов.

Кроме того, расположение коней условно, они не могут скакать так близко друг к другу, фигура наездницы не может так высоко находиться на колеснице, тем более в такой величественной позе. Но это не замечается при взгляде на картину. Только так и достигается эффект, глубина и величие. И статичность фигур не мешает ощущению надвигающейся мощи.

Это неземная рать и неземная Россия, здесь не подходят наши земные мерки.

Поэт Станислав Золотцев сначала долго её рассматривал, а потом неожиданно вытянулся и взял перед нею под «козырек».

Я не знаю, что реальнее? Этот предстоящий блеск и величие или развалины и пустоши на месте великолепных дворцов? Что ждет нас? У нас опять выбор!

Может быть сверкающие золотом шлемы надеты к последнему бою. Последний парад наступает?

И не Русь-тройка ли привиделась мне?

Мне думается, что эти картины - высшая реальность. Нереальный свет, нереальное войско, нереальный образ, а в результате – высшая реальность.

Триумф России

Триумф России. 2005. Х., м.

Мистерии

Свинксы. Первое название «Путь Хусейна». Написана она тогда, когда Горбачев еще только готовился сдавать еще одного союзника нашей страны – Ирак. Вот так и пролегал в подлунном мире путь небольшого, но процветающего государства: между древней историей и современным Западом – Свинксами. Хусейн, как известно, его не прошел. Свинксы растерзали его караван.

Со временем, преданный своими генералами и оболганный, Хусейн стал у нас забываться. А за картиной утвердилось название «Свинксы».

Свинксы

Свинксы. Х., м.

Храмы-свечи

Храмы-свечи. Х., м.

Бред пьяного демократа

Бред пьяного демократа. 1989. Орг., м.

«Дух Петра». Пустынный пейзаж разрушенного Петербурга. И только Медный всадник возвышается над развалинами, среди которых то тут, то там возвышаются остатки колоннад. Не это ли будущее ждет Петербург?

Сейчас, когда сжимается кольцо злобных соседей вокруг нашей страны, эта картина приводит меня в ужас. Какая судьба уготована Питеру мировыми силами зла? Образы, возникшие у меня, заставили меня написать целый ряд картин.

Дух Петра

Дух Петра. Х., м.

Битва шашлычников с арбузниками

Битва шашлычников с арбузниками. 2017-2020. Х., м. 50х40

Такие же настроения в картине «Мистерия» (в разделе «Прочее») и в картине «Россия-Прометей».

– А разве тетя ничего не чувствует? – спросила папу маленькая девочка, глядя на картину «Россия-Прометей» на одной моей выставке.

Что мог сказать ей папа? Большая часть населения нашей страны, оглушенная бешеным массированным натиском демократических СМИ, действительно, ничего не чувствовала. Страну на наших глазах рвали на части, уничтожали науку, образование, экономику, культуру, физически истребляли целые слои и группы населения, а видели и чувствовали это почему-то только немногие. Еще меньше людей пыталось протестовать. А на защиту вставали только горстки героев.

Сейчас слепые прозревают и оглядываются, а страны-то уже почти и нет. Почти пустыня как в «Духе Петра». Но я верю, что идет на выручку светлая рать. И грянет час «Ч».

И у нас снова будет выбор будущего, но на сей раз этот выбор разглядит даже слепой.

Россия-Прометей

Россия-Прометей. 1987. Х., м.

Пора

Пора. 2007. Х., м.

Страница продолжает оформляться