Абрам Пролетарский и Лев Зверский.

Повесть о "вожде и учителе"

Абрам и Веничка

Удивительны пути творчества. Непостижимо, как из мимолетных эпизодов молодости может возникнуть книга.

Я на третьем курсе Академии снимал комнату у станции метро Пролетарская, рядом с домом, где в свое время скрывался Ленин. Писал картину "Последний день капитализма или Ленин с авоськой" и постоянно подчеркивал свою «революционность», дескать, я, старый революционер, завсегда в борьбе и прочее, прочее, прочее. Тогда же в нашу группу прислали учиться словака Романа. Он впервые попал в Советский Союз, цитадель коммунизма, и очень робел. А я, видя это, каждый раз при встрече приветствовал его громким воплем: «Мировая революция победит!». Бедный Роман страшно терялся. Завидев меня в коридоре академии, он сразу же пытался скрыться, но я, такой зловредный, догонял его, поворачивал лицом к себе и сурово вопрошал:

– Мировая революция победит?

– Да-да, победит, – лепетал Роман. Перед его мысленным взором, видимо, возникал страшный образ Сибири, которым Европа так любит пугать своих обывателей.

Вскоре Роман привык и уже сам радостно кричал, едва завидев меня:

– Мировая революция победит!

Одним словом, в тот период я легкомысленно трепался о своей революционности, дескать, мы, старые революционеры и вожди, завсегда готовы… И бывает же такое совпадение! В один из дней моего «революционного» периода у нас в мастерской весело обсуждали китайский календарь, построенный по принципу не животных (там: обезьяны, собаки и т. д.) а деревьев (сосны, дубы…). Перебирая присутствующих, добрались до «моего» дерева. Когда натурщица Тоня прочла:

– Из этого дерева делают революционеров и вождей! – мы так хохотали, что забыли о живописи, а Тоня чуть не свалилась с подиума и сучила ножками в воздухе. Такое с Тоней случилось во второй раз. В первый – когда я вернулся с обеда и объявил, что заменяю поговорку «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом» на поговорку «Плоха та попа, которая не хочет стать головой».

Съезд

Тогда же возник Абрам Пролетарский. Опять академический гардероб. Я сидел у Рубика, начальствующего над «польтами», отхлебывал рубиковский чай и чувствовал себя превосходно. К нам подошли новые студенты с архитектурного факультета, знакомые Рубика.

Рубик представил их. Фамилии ребят прозвучали как в анекдоте: Ватман, Кульман, Рабинович.

Я учтиво приподнял очки:

– Абрам Пролетарский!

Рубик удалился за «польты», держась за живот.

Никакого подтекста тут не было. Мне было просто смешно. Но эта хохма породила образ самого алкогольного революционера и самого пьяного вождя в мире – Абрама Пролетарского. А какой еще революционер мог быть в СССР?

Через несколько лет история превратила мою безобидную шутку в дикую правду. Августовский путч 1991 года. «Революция»! Пьяный вождь на танке, как Ленин на броневике; пьяный премьер-«реформатор» в подвале Белого дома; три пьяных «революционера» под танком, сразу же причисленные к лику героев... Это же пьяный бред, какой и не снился Абраму Пролетарскому!

Но для рождения настоящего литературного героя потребовалось время и грусть по разлетевшимся по стране друзьям и однокашникам.

После учебы жизнь разбросала нас по просторам страны, а так хотелось увидеться и потрепаться ни о чем и обо всем сразу, порадоваться своим и чужим глупостям. К сожалению, друзья были далеко: не заскочишь на огонек, как прежде.

Парад

Я нашел выход в старом добром эпистолярном жанре. Как-то, находясь в унынии, я решил поплакаться о неправдах жизни своему знакомому, уехавшему работать в Сибирь. Но моя рука неожиданно вывела:

– А ты знаешь, что шкворень – это вовсе не разъяренный скворец?

Я перечитал написанное, повеселел и вдохновенно застрочил:

Да-да, это вовсе не птица. Ужасно. Теперь я не могу сказать:

«Слетелись шкворни со всей округи», «И тут налетели свирепые шкворни», «Шкворни расчирикались – дело к дождю», "В окно грозно глянул шкворень"…

А жаль. Хотя, кажется, есть такой зверь - вальдшкворень.

Так начались мои послания во все концы России. В них я раскрывал тайны мироздания:

…Вот, все знают, что киты - животные. Следовательно, у них есть прямая кишка, и они должны выделять некие китовые колобахи (назовем их по-научному - “китовус колобахус”). Кит - животное крупное, а значит, и колобахи должны быть большие и толстые, как бревна. Что мы еще знаем? То, что “оно” не тонет. Отсюда следует, что китовые колобахи должны плавать по морям и океанам, как водоросли.

Если учесть, что утопающие и за соломинку хватаются, то за китовую колобаху ухватиться и сам Бог велел. Должны быть даже целые плоты из китовых колобах. И я требую, чтобы из запасников Русского музея была, наконец, вытащена на свет Божий и явлена народу картина Айвазовского “Девятая колобаха”, где тонущие цепляются за последнюю девятую колобаху.

И Туру Хейердалу следовало не фигней заниматься, а делать свои Тигрисы из китовых колобах и называть их Какис 1 и Какис 2…

Мисс Европа

Я ободрял павших духом:

…Писатель, как известно, начинается с перлюстрации. Поэт – с канавы (надеюсь, помнишь – «Лежу ли я, и над канавою горит, горит моя звезда»). А потому всякий лежащий в канаве – уже поэт. И ты, возлегший благородной стелькой в придорожном кювете, поэтичен, как майская роза. И не оскорбит тебя кидающий мусор, и не покоробит тебя летящая бутылка, и не поразит тебя, как Голиафа в лоб, падающий окурок. Ибо ты – поэт от сути своей, от алкоголя.

Я наставлял заблудших:

…Пиши мне. Это же так просто. Как у Маркса: деньги – товар – деньги. Так и ты: выпил – написал – выпил. А Маркс был умным человеком – закон прибавочного грамма открыл. Закон гласит: выпил – добавил, не добавил – не выпил.

И напоминал о себе:

…А как поднесешь к устам стаканчик, так сразу же вспомни меня, мой далёкий и светлый облик. Ты закусишь моим ясным образом и не подавишься, ибо я в глотке не застряну, я тебе не какая-то там черствая корочка или вялый огурец, я тебе – ого-го! Я проскочу легко и свободно.

Как я веселился, представляя физиономию, изучающую мое послание! Письма – это тоже общение, только общение, к которому можно возвращаться, вновь и вновь перечитывая письмо. Спустя много лет, встречаясь с адресатами, я радовался, узнавая, что мои послания хранились и перечитывались.

Победа водки над шнапсом

Не все отвечали на мои письма, а отклик необходим, поэтому со многими переписка не состоялась. К тому же, не у всех подобные письма вызывали понимание. У некоторых даже рождались обиды:

– Какую глупость ты мне написал!

Не спорю, глупости – они и есть глупости, но писать их было весело.

С живейшим интересом на письма откликнулся Евгений Балакин, которого я знал еще по интернату, хотя в интернате мы не дружили. Он учился в Красноярском художественном институте и жил в тамошнем общежитии. Мои письма Балакин читал вслух, переходя из комнаты в комнату. Письма вызывали бурное веселье. Узнав из его ответов, что письма читают всем общежитием, я еще больше расходился и выдавал на-гора целые пачки писем. Все письма Балакин сохранил, и у меня родилась идея издать книгу, как "поучение и тезисы" вождя алкогольного фронта Абрама Пролетарского.

Ядро книги составили письма Балакину, впоследствии к ним добавились многочисленные письма к другим друзьям и знакомым, в частности, много писем было Оле С-х, подруге моей жены, которая, приезжая к нам в гости, всегда становилась жертвой моих коньячных атак. А идея «идеального графика потребления водки» в виде силуэта кремлевской стены принадлежит Балакину. Его к этой идее подтолкнул тогдашний кремлевский сиделец, блестяще выдерживавший этот самый «график».

Дюжина стаканов в спину этикета

Письма, которые являлись уже готовыми миниатюрами, были представлены как умственные спичи вождя алкогольного фронта Абрама Пролетарского. Поучения этого легендарного вождя обращались якобы к его соратнику и последователю – Веничке Ерофееву, «рыцарю стаканного образа», как Абрам Пролетарский его называет.

В работе над книжкой родился еще один персонаж: верный соратник и последователь вождя Лев Зверский, первооткрыватель Законов Льва Зверского, например: «Водка всегда стремится к свету. Свет – это я». Он же биограф вождя и издатель его наследия. Лев Зверский – интеллектуал-полиглот, автор книги, на две трети написанной на латинском языке, её первая и единственная глава состоит из трех слов и трех знаков препинания: «Veni, vidi, выпил». Лев Зверский, напевая «Эх, коньяк, красивый сам собою…», как всегда не к месту вставляет в назидания вождя свои мудрые ремарки:

– А кто руки с мылом моет, того без микробов зароют.

Так и сложилась книжка, которую я проиллюстрировал рисунками из своих же писем, удивляясь сам себе – неужели это я придумал? Неужели можно столько накатать на одну тему?

Интересно, что людям, страдающим пристрастием к спиртному, книга не нравится, а цитируют её как раз те, кто практически не пьет.

Загадочное для меня вот в чем. Когда родился Абрам Пролетарский, я жил у станции метро Пролетарская в Питере, здесь связь понятна. Но кто бы мог подумать, что спустя годы я, создавший образ алкогольного толкователя Маркса – Абрама Пролетарского, получу в Москве мастерскую на улице Марксистская между станций метро Марксистская и Пролетарская! У меня же не было выбора!


Еще до первого издания отрывочные публикации из «Абрама Пролетарского» появились в газете «Чарка», той самой, узнав про которую известный антикефирный вождь, академик Углов воскликнул:

– Дожили! Алкоголики свою газету издавать начали!

Я скромно мял в руках свою рукопись. Главный редактор Кривомазов, матерый журналист, бывший правдист (работал в главной газете страны «Правде»), вальяжно откинулся на диване прокуренной редакции и снисходительно ободрил меня:

– Ну, давай, давай, наконец, свою «Войну и мир».

Окно в Сант_Алкоголь

Но, небрежно начав листать машинописные страницы, он зацепился за что-то, увлекся, засмеялся, процитировал кусочек, потом с сожалением отложил:

– Ну, это надо читать со вкусом, дома почитаю.

Гонорар за свою прозу я получал в виде толстых пачек газеты «Чарка». Мои письма публиковались в течение нескольких номеров рядом с текстом произведения Венички Ерофеева. Причем мое имя не указывалось, редакция журнала сделала розыгрыш: читателей просили угадать, кто из наших современников мог быть автором этих писем к Веничке Ерофееву? Угадавшему – приз. Не угадал никто, хотя назывались такие имена! Такие маститые зубры литературы!


Если книга «Абрам Пролетарский и Веничка Ерофеев» замышлялась мною как шутка, пародия на поэму «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, то результат, мне кажется, вышел за рамки пародии. Получилось совершенно самостоятельное сатирическое произведение, выдержавшее уже два издания.


Без названия 1

Да, много их - неправд жизни. Вот, например, все уже давно знают, что "Муму" написал Тургенев, а памятник на Пушкинской площади почему-то – Пушкину. И все терпят. Но больше всего меня обижает, что водку пью я, а президентами избирают неведомо кого.


…………………………………………


Урожай созрел

Вот говорят, что нельзя говорить «приземлился» на Луну, а надо – «прилунился». Но ты подумай: а если самолет прилетел в Анапу – он что? – «прианапился»? А в Хабаровск? Ты только представь газетные заголовки «Президент в 10 часов утра прихабарился!» А ежели в Пизу?


…………………………………………


…В стране назревает алкогольная ситуация.

Без названия 2

Низы больше не хотят пить по-малому, верхи больше не могут пить по-многому. Это и есть алкогольная ситуация. Когда созревает алкогольная ситуация, происходит смена алкогольных формаций. Те, кто пил денатурат, пьют водку, а те, кто пил водку, пьют денатурат.


…………………………………………


Бутылобраз

Алкоголизм и демократия – близнецы-братья. Все пьющие – братья, где бы они ни возлежали: в канаве или в Кремле. Демократ, он и в Кремле демократ, а трезвенник и в Африке свое лыко вяжет, идиот.


…………………………………………


Без названия 3


Алкоголизм и эмпириокритицизм.




…………………………………………




Обложка