Как я пишу

Я никогда не намечаю углем или карандашом. Если портрет большой – поясной, поколенный или в рост – то кистью намечаю в живописном тумане расплывчатые формы, а иногда даже и кистью не намечаю, и начинаю прописывать какой-нибудь ключевой узел. Как правило, это голова: лоб, глаза. Если портрет погрудный, или просто головка, то начинаю обычно с глаз. Пока не «зацеплюсь» за глаза, не приступаю к другим деталям. Главное – выражение глаз. Потом к глазам могу возвращаться, более скрупулезно отделывая их, но иногда их более не трогаю.

Это называется «писать с куска». Такая манера у меня начала вырабатываться еще в школе и закрепилась в академии. И доставила мне немало хлопот. Преподаватели требовали, чтобы ученик или студент сначала на холсте прорисовал натуру углем или мягким карандашом, и лишь, когда рисунок полностью решится, разрешалось начинать прописывать весь холст, причем сразу весь, постепенно ведя всю работу к концу. Меня это всегда раздражало ненужностью и бессмысленностью. Зачем тратить время на то, что потом сверху запишешь, когда можно сразу же создавать на холсте человека, его глаза, кожу, характерные формы, создаваемые выступающими костями и мышцами? Пусть по частям - сначала глаза, потом создавая окружение глаз, щеки, нос и т. д. Но преподаватели требовали от меня исполнения классического правила постепенной работы. Потом от меня отстали, потому что глазомер у меня был отличный и никогда не подводил, и я упрямо придерживался своей манеры. Ну, лень мне было заниматься ерундой! Так, я мог начать на обнаженной модели с глаз, а закончить пяткой.

Подавляющее большинство студентов не может писать «от куска», ошибается в пропорциях, делает ужасные и смешные ошибки. Мой пример вводил их в заблуждение, вызывал досаду. Досада иногда прикрывалась насмешкой, вот, мол, не может «правильно» писать. Но результат всегда вызывал уважение.

Легендарный Алексей Петрович Кузнецов, мой преподаватель в СХШ, сначала настойчиво брал кисть и сам размашисто намечал, потом махнул рукой и упор в обучении сделал на живописности мазка и густом свежем замешивании красок.

Мой академический преподаватель по рисунку всеобщий любимец Иван Владиславович Говорков, тоже поначалу активно с карандашом в руках «боровшийся» со мной, вскоре также утомился и, обходя студентов, с добродушной иронией замечал:

– Набатов опять с ресницы начал! Лучше бы с бородавки!

А громогласный и напористый Блиок Андрей Николаевич, ставивший изумительные по цветовой гамме постановки, даже и не пробовал бороться. Он сделал упор на тональные акценты и жесткость касаний. И требовал, чтобы я работал усерднее.

– Да я как зверь, Андрей Николаевич!

– Вот как со зверя и спрошу!

Михал Михалыч Девятов, вальяжный и респектабельный шеф отделения реставрации, снисходительно взирал на такую мою привычку работать. Его больше волновало: хорошо написано или плохо. Он мыслил глобально, сидел выше и смотрел дальше.

Это, пожалуй, единственное, в чем я упорствовал. Мои преподаватели мне дали все, что могли дать. И что я смог взять, то взял. То, чему они учили, незаметно для нас, учеников и студентов, впитывалось в нашу кровь и плоть.

Далее уже сам преобразуешь полученные знания и навыки в своем творческом опыте. Так, в портретном искусстве существует правило: глаза должны быть одинаковы. Но не бывает такого! Не бывает! А разница в глазах, неуловимая для простого зрителя, передает характерные особенности человека на полотне. Эта разница возникает в результате жизненного пути человека и всегда влияет на сходство и характер образа. К этому добавляется ракурс. Если голова повернута вбок, а человек смотрит на тебя, то ближний глаз его раскрыт чуть больше, а дальний чуть-чуть прикрывается веком. Человек-то этого сам не замечает, а, улавливая это, мы создаем живой образ. Кожа человека – тоже удивительный материал, чрезвычайно живой. И схематичным мазком его не передашь.

У человеческого лица нет симметрии. В художественном образовании в первую очередь требуется схема изображения, симметричный каркас человека, грамотность передачи его форм. Все правильно. Без этого нельзя. Это академизм. Альфа и омега обучения. Три кита художественного образования. Оси-схемы, пропорции, формы. Но знание и умение передачи форм и пропорций в грамотной схеме – это хорошо и обязательно в процессе обучения. Художник должен знать и скелет и мышцы. В дальнейшем надо держать это в голове, но, когда уже взрослый художник работает над портретом, и нужно писать конкретного человека, а не схему, то у многих эта привычка к схеме так и остается. Вот и видишь иногда – грамотный, живописный, крепкий, даже очень хороший портрет, а нет живого человека, ну, нету и все тут. С другой стороны, без грамотного обучения даже очень способный живописец, тем более дилетант, не сможет и ухо к голове «прилепить».

Тех, кого я писал, всегда удивляло, как на холсте появляется колоритный туман, а потом из тумана начинают проступать глаза, их глаза! Потом проявляться остальное лицо. А мне это и самому очень нравится. Когда в красивой расплывчатой дымке как из небытия вдруг появляются глаза человека! Это бывает так красиво и волнующе. Так бы и оставлял незаконченными некоторые портреты. Но, к сожалению, надо заканчивать и писать остальное.

Так же пишу все картины. Намечая туманные массивы прозрачной краской: разными охрами, умбрами, ван-диком, ультрамарином. Иногда со слабеньким добавлением белил и других плотных красок, в зависимости от цвета – красных кадмиев и кобальтов. Такой подмалевок выглядит красивым цветным туманом. Так задается общий колорит.

Никогда не делаю эскизов. Мне скучно вырисовывать на бумаге то, что я и так вижу как должно быть на холсте. Хотя иногда делаю набросок на бумаге для памяти. Но, если я в скором времени не приступлю к исполнению наброска на картине, то идея «перегорает», и я к ней не возвращаюсь. К сожалению, процесс живописи – долгий, и пока я пишу и заканчиваю одну картину, идея, набросанная на бумаге, часто «перегорает».

У меня некоторые мотивы повторяются в разных картинах, только одна картина маленькая и смотрится как эскиз, а другая - большая. Это не значит, что маленькая картина – эскиз. Просто после написания её я решил сделать другой, больший размером вариант.

Я, конечно, могу рассказать по этапам, как пишу портрет, но, это всего лишь техника работы. Честно говоря, для меня самого загадка, как на холсте возникает образ живого человека. Кисть работает сама, я подчиняю её своей воле лишь для выполнения конкретных целей задумок портрета. Но каким образом возникает живой человек, для меня это остается непостижимой тайной.


Для кого я пишу

А для кого я пишу картины?

Поэт Николай Гумилев говорил в кругу друзей-поэтов: «Мы все мечтаем о читателе, который глубоко понимает тебя. Радуется вместе с тобой удачной строке, слову. Вдумчив, терпелив. И такой читатель есть. Он существует. По крайней мере – один. Я его видел. Во сне.»

Вероятно, существует и такой зритель, по крайней мере, один. Я его чувствую рядом с собой, когда пишу картину.

И очень помогают выставки. Когда в целом окидываешь глазами созданное и видишь реакцию зрителей.


Анатолий Набатов


К началу текста ↑