
Портрет Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. 1993. Орг., м.
К статье "Святой старец. Митрополит Иоанн" →
Портрет Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна
У всякого национального возрождения, тем более у русского, должны быть свои противники и враги. Возрождаясь, мы можем дойти до того, что станем петь свои песни, танцевать свои танцы, писать на родном языке, а не на навязанном нам "эсперанто", тонко названном "литературным языком". В своих шовинистических устремлениях мы можем дойти до того, что пушкиноведы и лермонтоведы у нас будут тоже русские и жутко подумать - собрания сочинений отечественных классиков мы будем составлять сами, энциклопедии и всякого рода редакции, театры, кино тоже "приберем" к рукам и - о ужас! О кошмар! - сами прокомментируем "Дневники" Достоевского.
Из письма
В.П. Астафьева Н.Я Эйдельману

Портрет поэта Золотцева Станислава Александровича. 2003.
Х., м. 50х60
К статье "Последний соловей России. Станислав Золотцев" →
Портрет поэта Станислава Золотцева
Как смола ядовитая, тянется
Смута нашего хмурого дня…
Ах, душа моя, вечная странница,
Не спеши улетать от меня!
Как полночный измученный пьяница,
Рухнул век у своей же двери.
Ах, душа моя, вечная странница,
Нам бы только дожить до зари!
Заиграет она, забагрянится,
В поле вешнем прогреет ростки…
Ах, душа моя, вечная странница,
Мы и хуже знавали деньки.
…Что, душа моя, вечная странница,
Тяжко в стуже звенеть соловьем?
Всё пройдет… А Россия – останется!
Ради этого мы и живём.
1992
Станислав Золотцев
В отношении критики. Я смолоду взял за правило себе: никогда не отвечать на помои. Л Г во главе с сионистом Чаковским трижды публиковала обо мне, и все три раза — пасквили. Так что Вы сами понимаете — ко мне подбираются давно. Обращаться же к Маркову глупо по той простой причине, что этот человек дышит слепою и яростной ненавистью против меня. Вы советуете слишком наивно, чтобы я писал в газеты опровержение. Но, помилуйте, какая из наших газет осмелится это сделать? Все они давно запроданы… Если бы было иначе, они бы не выступили и против меня — это ясно как божий день.
Круг замкнулся! Русский писатель не хозяин в русской стране. Он не хозяин и в русской литературе.
Из письма
В.С. Пикуля читателю

Портрет генерала Варенникова Валентина Ивановича. 2003. Х., м. 80х100
К статье "Портрет генерала Варенникова. ГКЧП" →
Портрет генерала Варенникова В.И.
Мы добровольно
не входили в Россию,
добровольно из неё
и не выйдем.
Расул Гамзатов
Смирись, Кавказ, идет Ермолов.
А. Пушкин
Нет, не смирялись и не гнули спины
Ни в те года, ни через сотню лет
Ни горские сыны, ни их вершины
При виде генеральских эполет.
Ни хитроумье бранное, ни сила
Здесь ни при чем. Я утверждать берусь:
Не Русь Ермолова нас покорила,
Кавказ пленила пушкинская Русь.
Расул Гамзатов

Этюд портрета поэта Гамзатова Расула Гамзатовича. 2002. Х., м. 50х70
К статье "Последний портрет Расула Гамзатова" →
Этюд портрета поэта Расула Гамзатова
Заросла ты, Москва, бузиной,
и тебя поделили по-братски
атлантический холод ночной
и безжалостный зной азиатский.
Не боялась железных пантер,
у драконов не клянчила милость,
отзовись, почему же теперь
золотому тельцу поклонилась?
Все заставы сгорели дотла,
караульщики слепы и глухи,
и святые твои купола
облепили зловещие духи.
Притомясь в поднебесной игре,
опускаются с ревом и писком
в тишину на Поклонной горе,
в суету на холме Боровицком.
Днем и ночью по жилам антенн
ядовитая влага струится…
Угодила в египетский плен
золотая моя столица!
1993
Василий Белов

Портрет писателя Гранина Даниила Александровича.
1987. Х., м. 80х100
К статье "Портрет Даниила Гранина" →
Портрет писателя Даниила Гранина

Портрет писателя Рыбакова Анатолия Наумовича.
1988. Х., м. 100х110
К статье "Ошибка фотографа. Портрет Анатолия Рыбакова" →
Портрет писателя Анатолия Рыбакова

Портрет писателя Айтматова Чингиза Торекуловича. 1987.
Х., м. 80х100
К статье "В тени арыка. Чингиз Айтматов" →
Портрет писателя Чингиза Айтматова


Портрет Соколова Вениамина Сергеевича. 2000. Х., м. 80х100
К статье "Физика солнца против мрака либерализма. Соколов Вениамин Сергеевич" →
Портрет Соколова В.С.
«Анатолий Леонидович,
во время портрета Вы вскрываете
человека, как консервную банку.»
С.П. Пыхтин
А. Набатов:
Честно говоря, меня и самого пугает это окно в Апокалипсис. «Портрет Марка Любомудрова», вероятно, начнет эсхатологию в портретном жанре.
Сам Марк Николаевич написал мне:
«Вы, конечно, великий портретист! Портрет-картина оставляют сильное впечатление. В лице Вам удалось отразить и мою биографию, и мое мировоззрение. А в окружающем пространстве – бытие, которое сформировало меня и которым пришлось идти. Общий трагедийный фон. Тревожная всклокоченность происходящего, апокалиптические всадники. Замученные, загнанные в землю люди (не только шариковы), безуспешно пытающиеся выкарабкаться из своего ужаса. ВСЕ ИЗОБРАЖЕННОЕ - РУССКИЙ ХХ ВЕК, трагический и обреченный. Вы, конечно, тайновидец и прорицатель.
Поздравляю Вас с замечательным творческим достижением!
Ваше наследие – золотой фонд русской культуры. Безмерно благодарен.
Всегда Ваш,
М.Н. Любомудров. 28.12.2022. СПб.»
Западу все равно, капитализм или коммунизм в России, лишь бы не было России. А мне все равно, капитализм или коммунизм в России, лишь бы была Россия.
Коняев Н.М.
Поэзия — рискованный полет…
Что страховаться полотном газетным?
А если падать — так на черный лед.
Как это и положено поэтам.
Андрей Дементьев
Анатолий Набатов:
… В его жизни поэзия соседствовала с работой главного редактора "Юности". "Юность" была молодежным журналом с огромным тиражом. Опека курирующих органов была жесткой. А молодежь хотела выразить себя на страницах популярного издания, найти своего читателя, собеседника, слушателя, зрителя.
Дементьев рассказывал:
– Мы устраивали у себя в редакции выставки художников, которых не пускали на выставки Союза художников, тем самым помогали им. Они получали какое-то признание, да и картины покупались.
И он показал на стену, где висела странная картина со змеями:
– Купил на одной такой выставке, поддержал художника.
Когда писался портрет, я всегда помнил о гнетущем состоянии редактора, который постоянно находился между молотом и наковальней, между бдительными кураторами и наивными талантами, которые упорно лезли и лезли в литературу. Человеку, который сидел передо мной с мягкой улыбкой, в свое время приходилось постоянно извиваться, пытаясь с такой вот милой улыбкой пробить цензуру.
Так родился образ получеловека-полузмея, в окружении сонма змей.
Я долго портрет не выставлял на своих выставках. Люди, в основном, привыкли к тому, что портрет всегда комплимент, а аллегорический портрет поэта на фоне змей мог быть просто непонятен. К чему это?
Он тоже подписал письмо «Раздавите гадину». Тяжко это осознавать.
Страница продолжает оформляться